Иван Миролюбов

По прошествии «эн» дней я вот наконец-то решил напечатать свою заметку о Купале, о своём маленьком путешествии. Съездить на сие мероприятие я задумал еще давно, что уже и не помню что меня с подвигло на это. Во общем захотелось мне посмотреть на одну из интерпретаций Русской Национальной Традиции. Да не просто посмотреть, а поучаствовать и приобщиться к ней.
Встал вопрос сначала С кем и куда, а потом опять с кем. У меня было несколько знакомых и друзей которые посещали этот светлый праздник до этого, но с одним не получилось договориться, а у второго у друга проводы были. Выбор впользу Купалы под Малоярославцем на Красном лугу выпал очень просто, выбирать не было из чего, информацию о других местах проведения что то я как то не нашел. Да к тому же организаторы объявилисвое мероприятие безалкогольным, что в последствии сыграло не последнею и благоприятную роль в атмосфере праздника. Сам я конечно не являюсь злостным трезвенником и язвенником, но обилие пьяной гопоты не преведствую.
Следующим вопросом стал «А кем жевсе же ехать?». Из моих знакомых никто интерес к данной авантюре не проявил. Одним не интересно, другим чай, кофе и комфорт подавай (козяфки вы все), третьи пренебрежительно относятся к язычникам, как к примеру моя тетка, которая всячески хотела отговорить меня отданной затеи. Она у меня этакий православный фанатик, которому я как-то долго объяснял что в христианстве бог это не Иисус.
Вообщем организаторы позаботились о том чтоб все желающиенашли себе попутчиков. Просмотрев анкеты я списался с очень милой и чудесной девушкой Настёной. Эта очаровательная особа родом из Кирова и составила мне компанию, о чему я очень рад, к слову такие девушки очень большая редкость по этой жизни. Амбициозна, предприимчива, при этом добра, совестлива, во общем некий ангел с небес. В моей компании попутчиков так же оказалась некая Татьяна Абросимова со своим конвоем сопучиков. Что в дальнейшем кое что предрешило.
Взяв у сестры одеяло и пенку(коврик), сложив посуду и еду в рюкзак — портфель для 5 класса, взятый тоже у сестры я с утра раннего выдвинулся к м. Киевская. Дождавшись всех великих мы сели в Машрутку и выдвинулись в сторону Малоярославца. В дороге чуть не попали в аварию. Со спереди идущей 4-ки перед нашем носом с крыши сорвало стопку не малых размеров листового железа (шифера). Наш водитель на к тому моменту сверхзвуковой скорости проявил чудеса акробатики своего форда и неприятности нас облетели стороной. Эмоций было много, но время жало и мы продолжили путь, ибо дорогу одолеет идущий;))))))))))))  В Малоярославце на вокзале подцепили еще 3 человек, а досамого места празднования нас довез все тот же акробат машрутки.
Приехав наместо я с Настёной обнаружил что наши попутчики с Татьяной Абросимовой оказались людьми не совсем простыми, а именно участниками ансамбля «Белый Камень», которому там на празднике была отведена роль что то вроде томады — пляски, песни,  веселить народ. Там для них уже был разбит лагерь. Татьяна пристроила насу себя в лагере с одним мужичком (вот память, забыл как зовут), у которого наодного была одна палатка. Мужичок к слову оказался интересным собеседником. Во общем таким образом я с Настькой оказался что-то вроде в гуще событий.
Поставив палатки и приготовив и поев,  мы отправились купаться, босиком. Некто ж не знал что там не малая часть поля с крапивой, причём во основном в тех местах где натоптали (умяли траву) недавно дорожки. Но вскоре я привыки мне даж понравилось. Речушка там конечно не Волга и оправдывает своё название Лужа. Но а другого и не надо. В ней можно сидеть на коленях подолгу охлаждаясь в воде. Причём она во основном вся такая, места хватало всем. Чем не применено и пользовались отдыхающие.
После речки все вернулись в лагерь. Посидев я с соседом ушёл за дровами, нужно было на ночь натаскать. Настька пошла посмотреть на ярмарку и какую то лекцию. Лес там до нас уже был обворован на дрова. Но все же не все негодяи унесли. Дообламав какой то поваленный дуб, а с самой вершины поросшего лесом непонятного холма притащив дефицит этого леса — еловый сушняк,  пошли снова купаться. У речки была баня полевая, такая в палатке. Париться в ней по такой жаре я не полез, а вот чаем меня там угостили отменно. Попытался выучить кулинарный состав сего продукта из двенадцати трав, но на звании четвертного сломался. Настюха к тому времени посмотрела на спевку девушек, сделала с ними Ярилу (кукла из травы), и сплела себе венок.
Само религиозное действие этого праздника для меня с Настюхой началось с шума у станка по добыче живого огня. Подошли мы к этому станку перед самой кульминацией. Даже успели заснять как загорелся Живой огонь. Крики «Слава Богам» разнеслись по округе. Дальше люд двинулся к капищу, которого пели девчонки из «Белого Камня». Никогда не думал что русские голоса могут быть так прекрасны, так неповторимы, так наслаждающи душу.
Для славления богов народ выстроился в несколько рядов полукругом перед капищем. Атмосфера сего действия не передаваемая.  Возгласы «Гой!!!!»  разносились далеко по округе, чувствовалось единство людей, их искренность, доброжелательность. Это тяжело описать, я не поэт, это надо почувствовать. Я рад что прочувствовал это и еще хочу побывать при этом.
Дальше была женитьба берёзки и Ярилы. Во время которой устроили игры девушек и парней. Дальше по сценарию Ярило заболел. Его лечил (веселил народ) некий доктор по прозвищу «Заяц», затянул он правда. Вердикт доктора был грустен для женской половины праздника, Ярилу нужно было похоронить. Девчонки не хотели верить что Ярило мёртв, и его пришлось у них отобрать. В этой процессии принял участиеи я.
Потом отбирали у девчонок берёзку, водили хороводы вокруг купльца (костёр большой), скатывали на воду горящее колесо, пускали по реке горящие свечи, устраивали игрища и пляски у купальца. Тут стоит упомянуть некоторые моменты. Вождения хоровода во одно кольцо из 300 человек требует однако изрядной физической подготовки, но мы с Настькой да и большинство справилось. Вид речки сплывущими горячими свечами просто не передаваемый, уж своё желания сказанное мыслями от сердца я вам не скажу. Игрища были разные, но думаю большинству запомнился ручеёк. Уж не знаю сколько народу в нем участвовало, но лицо у меня горело от поцелуев.
Вскоре под уставши и посидевши укупальца мы двинулись в лагерь. Там за общим костром разделили трапезу сучастниками из ансамбля «Белый Камень», вели беседы, слушали их песни. Вскоре и спать легли. Ночью как ни странно я замёрз. Может зяблик, может притворяюсь. Пришлось с упорством заставить Настёну поделиться половиной её шикарного спального мешка (не надо тут тёмных мыслей).
Неприятность пришла с утра. Хозяин палатки уехал с утра по раньше, попрощавшись с ним мы попрощались и с палаткой. Дело было в 7 утра. Набросав дров в костёр, чтоб не замёрзли камикадзы решившие поспать под открытом небом. Двинулись мы за водой на родник. Солнце уже давно радовало своими лучами, а утро своей прохладой. Набрав воды из такого прям сказать не хилого ключа, мы обошли луг. Все во основном ещё спали, только фотографам что то не спалось. Все никак ни могу найти их утрении фотографии, что-то не выкладывают. Сам луг после гуляний был довольно чистый, мусора небыло вообще. Только два тело спало под одеялом у купальца.
Поев, оставшиеся пол дня я с Настькой провёл в беседах разного толка, раза 4 искупались, позагорали и даже успели выспаться в тени берёзок нашего лагеря. К обеду нашли любезных людей согласившихся нас подвезти до Москвы, ещё раз с ними вместе остудились в речке и поехали обратно. По дороге поговорили о прошедшем празднике. Мнения и эмоциибыли только хорошие.
На следующий день я отчалил из Москвы в Тверскую область, в свой родной посёлок Суховерково, откуда сейчас ипишу.

P.S. Как и многим, мне пришлось задуматься и дать себе ответ на вопрос: «Что же сделало этот праздник таким тёплым и душевным?» Ответ прост. Это люди принявшие участиев нем. Вложившие всё своё светлое и тёплое в него от чистого сердца. Я думаю без этого не один праздник не получится таким. Я не хотел бы загадывать, но наследующий год я был бы рад увидеть тех же людей, испытать те же эмоции, быть участником такого же праздника. Надеюсь там же увидеть и Настюшку, во всяком случае хороших отношений с этим прекрасным человеком незачто не потеряю.