“Об идолах русских”
«Пятый (идол) Купало, якоже мню, бяше богъ обилія, якоже у Еллинъ Цересъ, ему же безумныи за обиліе благодареніе принишаху въ то время, егда имяше настати жатва».
«Сему Купалу, бесу, ещё и доныне по некоторым странам безумные память совершают, начиная июня 23 дня, под вечер Рождества Иоанна Предтечи, даже до жатвы и далее…»
«Съ вечера собираются простая чадъ, обоего полу, и соплетаютъ себе венцы изъ ядомого зелія, или коренія, и перепоясовшеся быліемъ возгнетаютъ огнь, инде же поставляютъ зеленую ветвъ, и емшеся за руце около обращаются окрестъ оного огня, поюще своя песни, пречлетающе Купаломъ; потомъ презъ оный огнъ прескакуютъ, оному бесу жертву сеье приносяще.»
Густинская летопись (Густинський літопис) — русская летопись начала XVII ст. Была составлена в Густинском монастыре (в с. Густыня, в настоящее время Прилукского района Черниговской области). Первое обобщающее произведение по истории Древней Руси, соединяющее светскую и агиографическую историю в единое целое (по выражению Алексея Толочко).
Оригинал Густинской летописи не сохранился. Авторство и время написания достоверно не установлено. Один из исследователей летописи А.Ершов выразил мнение, что летопись составил в 1623—1627 гг. культурный и церковный деятель Захария Копыстенский. Сохранился список, переписанный в 1670 году иеромонахом Густинского монастыря Михаилом Лосицким. В предисловии к Густинской летописи переписчик подчёркивает значение для человека исторических традиций её народа, призывает распространять исторические знания. Наиболее известны списки XVII в.: Густынский, Мгарский и Архивский. Первая часть летописи близка по содержанию к Ипатьевской летописи, 2-я (самостоятельная) часть, охватывающая события 1300—1597, отличается краткостью.
Летопись содержит изложение русской истории со времён Киевской Руси до 1597 года включительно и имеет название «Кройники». Автор использовал старорусские, польские, литовские, византийские и другие известные ему летописи и хроники, сделав на полях ссылки на источники, из которых он позаимствовал фактический материал.
Однако Густинская летопись не является простой компиляцией из разных источников. Это оригинальный исторический труд о древнерусской истории, связях с Украиной, о политике Литовского княжества, Польши и Турции, о грабительских нападениях турок и крымских татар на русские земли. Заканчивается Густинская летопись тремя самостоятельными разделами: «О происхождении казаков», «О внедрении нового календаря», «О начале унии». В последнем разделе летописец гневно разоблачает верхушку духовенства Украины и Белоруссии, которая изменила своему народу и заключила со шляхетской Польшей и Ватиканом Брестскую церковную унию в 1596 году. Автор решительно осуждает захватническую политику польской шляхты и выступает против изменников своей отчизны — князей церкви, украинских и белорусских феодалов.
Густинская летопись написана языком, близким к тогдашнему древнерусскому народному языку.
Издавалась в 1843 году в приложении к Ипатьевской летописи и в 2003 году Институтом русской литературы (Пушкинский дом) Российской академии наук в Санкт-Петербургском издательском доме «Дмитрий Буланин» в томе 40 Полного собрания русских летописей.